Множество копий сломано в форумных войнах современных г-д неоязычников в поисках названия своей веры. Одних устраивает само слово «язычники», ибо «никакого другого у славян не сохранилось», другие утверждают, что негоже именоваться так, как нас назвали х-тиане, третьи апеллируют к названию «русы» из договоров русских князей с Византией (там именно русы противопоставлялись х-тианам), четвёртые и вовсе впадают в маразм и самодурство, то пытаясь адаптировать слово «православие» как «славление» некоей «прави», то выдумывая свои собственные термины типа «родноверие» или «радобожие», то притягивая за уши древние и ни в чём не виноватые индийские веды.
читать дальшеНаши беларуские коллеги-кривичи из Центра этнокосмологии «Крывья» (kryuja.org) нашли гораздо более удачный термин для обозначения языческой веры. Этот термин сохранился в прусском языке и дошёл до нас из глубины веков. Судите сами (пер. с бел. Б.Смолин):
«Мы надеемся, что слово DRUVIS (druwis, druwe, Друве), взятое из прусского языка, станет достойной заменой таких иноплеменных определений нашей религиозной традиции как «паганство» (лат. paganus ‘житель деревни, крестьянин’, а в христианском переосмысления ‘носитель деревенских предрассудков и суеверий’), «язычество» (ст.-слав. ‘языци’ племена, племенные обычаи’) и т. п. Прусское слово DRUVIS дошло до нас через немецких хронистов, которые употребляли его как заменитель лат. credo и нем. der Glaube в значении религиозной веры и символа веры. Однако семантика оригинального прусского термина коренится в дохристианском балтском (и шире – индоевропейском) понимании веры. Индоевропейские языковые факты помогают раскрыть всю полноты архаического смысла этого понятия, которое происходит от и.-е. корня *dreu-/*dru- ‘быть твердым, сильным, здоровым’ как описания свойств дерева (*dreu-wo). Ср. др.-ирл. daur, dair, кимр. derwen, бретт. deruenn ‘дуб’, ирл. drui, галльск. druidеs ‘священник, друид’, а также алб. dru, ст.-слав. дръва, др.-греч. drus ‘дуб’, др.-инд. dhruva – ‘сильный, надежный’, Авесте. drva-, в.-перс. duruva -’здоровый’, лит. drutas ‘сильный, твердый’, бел. здаровы, трывалы. Очень показательны факты из германских языков: с одной стороны – готск. triu, англ.-сакс. treow (англ. tree) ‘дерево’, а с другой – готск. triggs ‘верный’, англ.-сакс. treow ‘вера, верность, правда’, англ. true ‘истинный’, нем. Treue ‘верность, преданность’, др.-сев. tru, ср.-нижн.-нем. truwe, др.-верхн.-нем. truwa ‘религиозная вера’. Из всего этого можно вывести, что слова со значением ‘вера’ восходят к словам со значением ‘дерево’. При этом твердое, прочное дерево (чаще всего дуб) понималось как образ вселенной (axis mundi), как источник богатейшей мифической-поэтической символики. Таким образом, имеем характерный смысловой ряд: ‘название объекта почитания’ – ‘почитание (религиозное)’ – ‘вера’.
Прусский язык сохранил и термин druvingin ‘верующий’ (в белорусском прочтении возможен вариант ‘друвинг’), который можно сравнить со слав. *Dreven-(рус. древний, ст.-слав. древьнь, дрьвльнь), что происходит от названия дерева. Отсюда можно рассматривать верующего-друвинга и как того, кто исповедует древнюю (древесную, деревянную) веру, ценит «обычяи древльнии».
DRUVIS – слово не случайное и не чуждое нашей традиции. Оно возвращает нас не только к древнему миропониманию, в котором дерево (дуб) – очень важный символ веры, старины, мощи и здоровья; оно задает целый ряд пространственно-временных параметров нашей культуры (лес против степи, дерево против «ризомы» , север против юга), обозначает выбор своей собственной этнической идентичности.» (Ссылка: kryuja.org/artykuly/druvis/editorium.html)
Я думаю, это очень удачный термин (хотя на славянской почве в своём исконно балтском звучании вряд ли приживётся). Он удачен, как объединяющий несколько смысловых пластов – это и вера, и истина, и верность, и древность и (Мировое) древо, и твёрдость. Древо очень хорошо описывает черты исконно индоевропейского мировоззрения – это и очевидная крона, и скрытые корни, и связь Земли и Неба, и вселенский закон, что поддерживает мироздание. Твёрдость, верность и древность – это признаки, которые метко характеризуют наше язычество: мы тверды в своих взглядах, верны традициям и предкам, наш взгляд на мир стар, как сам мир.
материал взят с kryuja.org